Рекомендации по созданию презентаций

Рассмотрим наиболее важные и опробованные методические рекомендации по подготовке и выступлению с мультимедийными презентациями. Рекомендации, или «фишки» презентаций, были сформулированы после прочтения большого количества литературы (наиболее важные из этих книг приведены в списке литературы), анализа передового педагогического опыта, а также собственных наблюдений. Часть этих рекомендаций обсуждалась и тестировалась с учителями-практиками в ходе проведения курсов повышения квалификации. В целом, мы пришли к выводу, что использование этих фишек повышает качество презентаций, делает учебный материал доступнее для понимания, а подачу этого материала – интересной и увлекательной.

Как сделать презентацию действительно эффективной?

Все рекомендации / фишки разделены на несколько групп:

Далее подробно рассмотрим каждую группу рекомендаций презентаций.

Общие принципы подготовки и оформления слайдов

Фишка #1. Человеческая память ненадёжна

Представляя важную информацию, не рассчитывайте, что слушатели сразу запомнят её. Подготовьте раздаточные материалы, содержащие наиболее важные моменты Вашей презентации. Ваша цель – сделать так, чтобы людям не приходилось прилагать усилия для того, чтобы воспользоваться новыми знаниями.

Фишка #2. Человек лучше обрабатывает небольшие порции информации

  1. Одна из распространённых ошибок ораторов состоит в том, что они подают слишком много информации за один раз. Используйте последовательное раскрытие: объясняйте, показывайте и иллюстрируйте информацию краткими блоками.
  2. Не используйте в презентации слайды с большими объёмами текста или обширными списками. Если вы считаете, что вам потребуются слайды со списками, подготовьте его так, чтобы в каждый момент времени отображался только один пункт.
  3. Перед тем как использовать приём последовательного раскрытия, необходимо выяснить, что вашим слушателям уже известно по теме выступления, а какая информация будет для них новой.

Фишка #3. Человеку нужен контекст

  1. Для того, чтобы вникнуть в тему, слушателям важно понять, почему она для них важна.
  2. Помните, что человек, заходя в аудиторию, может думать о множестве разных вещей, не связанных с темой Вашего выступления.
  3. Чтобы не подавлять аудиторию незнакомой или неожиданной информацией, надо подготовить слушателей. Самый простой способ - использовать подготовительные элементы (план урока, диаграмма, история или краткая аннотация в начале выступления).
  4. Даже такая простая вещь, как заголовок слайда, может служить подготовительным элементом, так как он обеспечивает контекст.

Фишка #4. Правило четырёх

  1. Извлечение информации из памяти подчиняется правилу четырёх: человек может удерживать в рабочей памяти 4 элемента до тех пор, пока его не отвлекают или обработка информации не прерывается.
  2. Представляя информацию, разбивайте её на 3-4 основных категории, а в каждой категории выделяйте 3-4 подраздела. В этом случае информация не будет перегружать аудиторию.
  3. В каждую категорию добавляйте не более четырёх информационных элементов.
  4. Психологи установили, что при таком подходе слушатель способен запомнить до 80% информации!

Фишка #5. Как удержать внимание аудитории

  1. Непрерывность внимания сохраняется около 7-10 минут.
  2. Разбивайте выступление на фрагменты.
  3. Каждые 7 минут (или даже чаще) меняйте ход выступления или делайте мини-перерывы.

6 способов сделать мини-перерыв:

  • ненадолго прервите выступление,
  • выполните интерактивное упражнение,
  • задайте вопрос,
  • сделайте несколько шагов в сторону (но следите за тем, чтобы не начать безостановочно ходить по аудитории - это нервирует слушателей),
  • смените тему: «А теперь мы поговорим о...»,
  • расскажите историю или приведите интересный пример.

Фишка #6. Лень – двигатель прогресса!

Это утверждение, может быть, слегка преувеличено. Но исследования доказывают, что люди стараются минимизировать ту работу, которую им необходимо выполнить.

Наверняка Вас вдохновляет тема Вашего урока (выступления, презентации), и Вы считаете, что слушатели должны быть не в меньшем восторге от неё. Не ожидайте от аудитории слишком многого.

  1. Люди стараются выполнять задания, затрачивая наименьшее количество усилий.
  2. Люди следуют принципу удовлетворительности (разумной достаточности): чаще ищут приемлемое решение, чем оптимальное.
  3. Реалистично оценивайте возможности аудитории: если задания окажутся слишком сложными или их будет слишком много, то, вполне вероятно, они не будут выполнены.

Фишка #7. Какие цвета использовать в презентации?

Известно, что цвет может повлиять на настроение и восприятие информации. Особое внимание следует уделять фону слайдов.

Есть несколько простых правил:

  • Цвет не должен отвлекать от содержания презентации. Красный и синий цвета рядом – «удар» по глазам. Старайтесь не располагать рядом картинки или надписи синего и красного, а также зелёного и красного цветов.
  • Оранжевый цвет возбуждает и раздражает, коричневый и приглушенный синий – успокаивают.
  • Не забывайте про контрастность. Если презентация будет проходить в просторном затемнённом помещении, то тёмный фон предпочтительнее.

Тексты в презентации

Пожалуй, один из самых важных элементов презентации – это текст. Понять суть презентации без текста практически невозможно. Однако, в большинстве презентаций подготовке и оформлению текстов уделяют недостаточное внимание, что приводит к ухудшению восприятия материала и быстрому утомлению учащихся.

Постараемся рассмотреть основные проблемы при работе с текстами в презентациях, а также предложить решения, которые помогут сделать презентации удобными для восприятия.

Фишка #8. Сложно прочитать = сложно сделать

Во время презентации больше всего задействованы 2 канала восприятия – визуальный и аудиальный. Однако, если текст на слайдах СЛОЖНО ПРОЧИТАТЬ, то аудитория начинает отвлекаться.

Сложность прочтения зависит от нескольких факторов: размеры и виды шрифтов, недостаточная контрастность, избыток текста, неуместная анимация.

Фишка #9. Какими должны быть размеры шрифтов

Как показывает опыт использования учебных презентаций, оптимальными являются следующие размеры шрифтов: от 40 – для заголовков и от 30 – для основного текста, то много слов поместить на слайд и не получится.

Почему важно учитывать эти ограничения? Прежде всего из-за того, что в большом помещении прочитать тексты меньших размеров не получится тем, кто находится далеко от экрана. А если просмотр презентации вызывает дискомфорт, то зачем нужна такая презентация...?

Кстати, у разных шрифтов размер букв может отличаться. Указанные размеры справедливы для большинства шрифтов, в том числе для наиболее удобных при просмотре на экране – Verdana и Calibri.

При выборе размера шрифтов необходимо руководствоваться не только удобством восприятия, но и иметь в виду площадь экрана, на который проецируется презентация, и расстояние до него от последних рядов.

Фишка #10. Что нужно знать о видах шрифтов

  1. Хорошо читаются шрифты без засечек (Arial, Calibri, Verdana и т.п.). Тексты, набранные этими шрифтами, читаются быстрее.
  2. Популярный в текстовых документах шрифт с засечками TimesNewRoman и ему подобные плохо смотрятся во всех презентациях.

Будьте осторожны с «экзотическими» видами шрифтов – они могут ухудшить читаемость текстов.

Посмотреть примеры таких шрифтов можно, используя, например, такой онлайн-сервис – http://online-letters.ru.

Обратите внимание, на одном слайде должно быть не более 2 видов шрифтов, например, один для заголовка, а второй – для основного текста.

Фишка #11. Текста много! Что делать?

Есть несколько решений:

  1. Сократить объём текста. Пользуемся магией русского языка: превращаем абзацы в предложения, предложения – в словосочетания, словосочетания в слова!
  2. Разбить текст на несколько слайдов.
  3. Заменить текст схемой или иллюстрацией.

Комбинация этих вариантов поможет избежать перегруженности слайдов текстовой информацией. Все «важные слова», которые не вошли на слайд можно без смысловых потерь проговорить, иллюстрируя наглядными материалами.

Обратите внимание, текста на сладе должно быть мало. Пока люди читают – они Вас не слышат.

Фишка #12. Прописные истины

Слова, написанные ПРОПИСНЫМИ буквами, старайтесь применять как можно реже и только для коротких заголовков, состоящих из 1-2 слов.

Дело в том, что слова, написанные прописными буквами: 1) труднее читаются; 2) воспринимаются как «кричащие» или «давящие», что может привести к нежеланию воспринимать такой материал.

Фишка #13. Заголовки слайдов

Каждый слайд Вашей презентации должен быть озаглавлен. Это поможет слушателям понять, о чём идёт речь, если они отвлеклись или, если они опоздали.

По современным правилам русского языка точка в конце заголовка или подзаголовка ставиться не должна. Однако, в заголовках, состоящих из одного предложения, могут употребляться следующие знаки конца предложения: вопросительный знак, восклицательный знак и многоточие.

Фишка #14. Тексты без ошибок!

Нельзя допускать пунктуационных и грамматических ошибок в текстах. Также следует избегать опечаток, несогласованностей и других ошибок в текстах.

Для решения этой проблемы: 1) перечитывайте тексты на слайдах, 2) проверяйте тексты на грамотность. Последнее может быть реализовано с использованием стандартных функций проверки правописания, встроенных в Word. Орфографию и уникальность текста можно проверить с помощью онлайн-сервиса http://text.ru/spelling.

Фишка #15. Контрастность

Цвет текста и фона должны быть контрастны. Лучше всего читается тёмный текст на светлом фоне – в идеале – чёрный на белом. Это вызвано особенностями демонстрации изображения на экране, которое проецируется мультимедийным проектором – изображение на экране всегда получается ярче и менее контрастно, чем на мониторе компьютера.

Фишка #16. Что важно учитывать при оформлении текстов

Помните:

  • Лучше не использовать эффекты тени и свечения – они снижают читаемость текстов.
  • Помимо этого, ухудшают восприятие текстов: 1) курсив, 2) полужирный, 3) подчёркивание (отрезается часть букв р, у, ф); 4) комбинации этих трёх вариантов.

Изображения

Самые скучные презентации – это презентации в которых совсем нет иллюстраций! Постарайтесь наполнить слайды качественными изображениями, фотографиями и другими видами наглядности.

Ниже мы рассмотрим несколько основных рекомендаций, которые позволят правильно использовать изображения в презентациях.

Кстати, этот блок фишек отлично дополняют разделы, посвящённые работе с изображениями в PowerPoint.

Фишка #17. Соотношение текста и картинок

В правильно подготовленной презентации соотношение должно быть 2 к 3, то есть текста меньше, чем изображений.

Фишка #18. Пропорции надо уважать!

После того, как изображение размещается на слайде презентации, может возникнуть потребность в изменении размера иллюстрации. Обычно возникают следующие ситуации:

  • Иллюстрация слишком большая. В этом случае необходимо уменьшить её размер, обязательно соблюдая соотношение сторон. Масштабировать такое изображение необходимо по диагонали, нажав кнопку SHIFT на клавиатуре.
  • Иллюстрация слишком маленькая. Если Вы будите увеличивать такое изображение, то оно может потерять в качестве и будет плохо смотреться на экране. Рекомендуем заменить такое изображение на более качественное (тому, как искать изображения с помощью онлайн-сервисом посвящён отдельный раздел настоящего издания).
  • Изображение необходимо «обрезать» по одной из сторон. Такая проблема может возникнуть, если изображение содержит лишние элементы.
    Для решения этой проблемы воспользуйтесь инструментом «Обрезка», расположенном на вкладке «Формат» PowerPoint.

Фишка #19. 1 слайд = 1 фото

Старайтесь не использовать больше одного изображения на слайде. Если необходимо показать несколько иллюстраций, то можно показать их на разных слайдах. Подпись к иллюстрации можно поместить на самой иллюстрации (как это делается в глянцевых журналах).

Фишка #20. Иконки на слайдах

Для оформления действительно стильных презентаций рекомендуем использовать специальные иконки – картинки в формате PNG с прозрачным фоном.

Наиболее эффективным является использование иконок в схемах. Ведь графические элементы способны донести нужную информацию лучше слов.

Анимация

Фишка #21. Анимация текста! Зачем?

Не используйте анимацию текстов!

Любые эффекты анимации занимают время – 2-3 секунды, значит, что в эти секунды восприятие текста затруднено. Зачем тогда эти эффекты?

Пожалуй, анимация текстов уместна при проведении опросов, выглядит это следующим образом: на экране показан вопрос, а после нажатия клавиши мыши на слайде появляется ответ с эффектом анимации, который позволяет привлечь внимание к ответу.

Фишка #22. Анимация изображений! Почему?

Если в случае с анимацией текста возникает вопрос о её необходимости, то с анимацией изображений возникает резонный вопрос: «Почему иллюстрация анимирована?». Действительно, как показывает анализ учебных презентаций, на большинстве изображений использование эффектов анимации оказывается ненужным. Например, почему происходит анимация портретов? Это всегда вызывает либо иронию, либо раздражение.

Оговоримся, что анимация изображений может быть оправдана если показывается какой-либо процесс или явление в динамике.

Фишка #23. Убейте GIF-анимацию

Особенно тяжело смотреть на так называемую GIF-анимацию. Количество кадров в такой анимации ограничено, а это значит, что примерно через минуту такое изображение начнёт раздражать!

Мы провели эксперимент: разместили на слайде текстовую информацию (определение термина), а рядом с термином поместили анимированное изображение (ракета летает вокруг планеты). Слайд показывался в течение 2 минут и сопровождался объяснением термина и его ролью в изучаемой теме. Через 30 минут (было показано ещё 14 слайдов), был задан вопрос: «Вспомните определение термина, о котором мы говорили 30 минут назад?». Результат был следующим: только 7 из 25 человек смогли воспроизвести определение. Зато все помнили о летающей ракете!

Вывод: педагогическая задача – усвоение термина, с использованием GIF-анимации, не была достигнута.

Фишка #24. Переходы между слайдами нужны!

Использование переходов от одного слайда к другому позволяют привлечь внимание аудитории к презентации.

Лучше использовать один вид перехода (например, смена слайдов с горизонтальным эффектом анимации «Слева направо») – это позволит выдержать единый стиль во всей презентации.

Кстати, по мнению Джери Вайсмана, использование перехода слайда с эффектом «Справа налево» позволяет показать то, что не следует делать («так делать неправильно»). Ощущение неудобства, которое появляется при таком эффекте (показ осуществляется как бы «назад»), подкрепляет суть сообщения, показанного на слайде.

Видео и аудиоматериалы

Фишка #25. Видео на слайдах

Если на занятии планируется использовать видеоматериалы, то продолжительность показа должна быть 3-5 минут. Если длительность видеофрагмента больше – необходимо делать логические паузы, каждые 3-5 минут. Во время этих пауз задавать вопросы и получать ответы по увиденному материалу. Эти вопросы могут быть такими: «Перескажите основную суть увиденного?», «Где происходит действие?», «Кто был показан?», «В чем смысл сказанного главным героем?», «О чём рассказывал диктор?», «Как Вы думаете, о чём пойдёт речь далее?».

Фишка #26. Видео видно?

Необходимо помнить о технических и эргономических требованиях к показываемым видеоматериалам. Видеоизображение не должно быть слишком темным, а звук в нем – тихим (лучше воспроизводить звук при помощи отдельной акустической системы или внешних колонок).

Рекомендуется использовать видео в формате 720р (соответствует разрешению 1280х720рх). Это видео высокой чёткости, которое также обозначается буквами HD (High Definition). Если есть возможность, то использование видео с ещё большими качественными характеристиками, приветствуется.

Фишка #27. Фоновая музыка отвлекает

Что касается использования фоновой музыки во время демонстрации слайдов, то необходимо помнить, что говорить на фоне музыки тяжело, а воспринимать материал очень трудно. Воспроизведение фоновой музыки показало свою максимальную эффективность в презентациях, которые показываются во время праздников или на внеклассных мероприятиях.

Фишка #28. Музыка, как элемент изучения темы

Использование музыки, как самостоятельного элемента занятия (учитель и учащиеся молча слушают музыку), позволит сделать занятие более интересным и динамичным. Для того, чтобы учащиеся сосредоточились на прослушивании музыки, перед включением музыки необходимо дать им задание, непосредственно связанное с прослушиваемым музыкальным фрагментом. Например, можно предложить записать/нарисовать возникшие во время прослушивания образы.

Фишка #29. Звуковые эффекты

Как и эффекты анимации, чрезмерное использование стандартных звуков отвлекает от содержания презентации. Однако, звуки позволяют привлечь внимание к экрану. В нелинейных презентациях использование звуков может сигнализировать о правильности/неправильности выполнения задания.

Если Вы решили использовать звуковые эффектны на своих слайдах, то постарайтесь не использовать стандартные звуки PowerPoint. Для поиска звуков лучше воспользоваться специализированными сайтами (например, этим – http://zvuki-tut.narod.ru).

ВЫВОДЫ:

Почему мы так подробно остановились на методических рекомендациях (фишках) презентаций? Насколько они важны?

В этом вопросе мы солидарны с Джерри Вайссманом – выдающимся специалистом в области создания презентаций. По его мнению, подсознательная реакция на визуальные ориентиры очень глубока и значительна, так что даже если зрители сознательно не распознают изъяны оформления различных элементов слайдов, они отреагируют на них, испытав сомнение или неприятие. Даже не понимая, что их беспокоит, они могут подумать: «С этими слайдами определённо что-то не так».

Не забывайте, что попытки убедить аудиторию наверняка натолкнутся на противодействующие силы – среди которых апатия, невнимание или безразличие. Любой учащийся может усомниться в вашей компетентности, подвергнуть сомнению ваши мотивы, отвлечься или просто потерять интерес. Вы не можете позволить себе упустить из виду любой фактор, способный повлиять на аудиторию, каким бы несущественным он ни казался!

Источник: Грибан О.Н. Мастер презентаций. — Екатеринбург, 2016. — С. 23-36.

Информация о материале в ELIBRARY: https://elibrary.ru/item.asp?id=28382830

Получить книгу "Мастер презентаций"

Авторские права

Авторское правоИнформация, расположенная на сайте www.Griban.ru является интеллектуальной собственностью автора сайта — Олега Николаевича Грибана и охраняются законом «Об авторском праве и смежных правах».
 

Использование материалов сайта возможно только на описанных ниже условиях:

  • Размещение информации с Griban.ru на каком-либо сетевом ресурсе возможно при условии, что содержание последнего не противоречит законам Российской Федерации.
  • Запрещается копирование разделов сайта полностью в любых целях. На одном сайте разрешается размещать не более 2 статей. Мы оставляем за собой право требовать снять наши статьи с любого сайта без объяснения причин
  • Текст статьи при перепечатке должен перепечатываться полностью, без изменений, искажений и переработки. При необходимости сократить или откорректировать перепечатываемый текст, обязательно получите наше письменное согласие.
  • Размещение любого материала с Griban.ru допускается при наличии на размещаемой странице обязательной активной ссылки (то есть при клике по ссылке человек должен перейти на наш сайт) на www.Griban.ru или непосредственно на страницу с оригиналом материала (обязательно проверьте ссылку на работоспособность).
  • При перепечатке материала несетевым изданием обязательно присутствие адреса Griban.ru или библиографической ссылки (например, в блоге, под каждым материалом указана ссылка на печатную версию статьи).
  • Использование любых материалов данного ресурса в коммерческих целях возможно ТОЛЬКО с письменным разрешением администратора проекта (oleg [собака] griban.ru).