Новые информационные технологии в процессе обучения истории: анализ образовательной практики

Информационное обеспечение современного образовательного пространства должно находится на таком уровне, какой бы позволял педагогу решать все стоящие перед ним учебно-воспитательные задачи быстро и эффективно. Информационные технологии позволяют найти решение (или набор решений) для той или иной педагогической ситуации. Новые информационные технологии в образовании в целом и в обучении истории, в том числе, могут быть применены преподавателем практически на всех этапах учебного процесса, в частности: при подготовке теоретического материала; при создании информационно-методического обеспечения по дисциплине; при разработке демонстрационных материалов для занятия; при проверке знаний обучаемых; для сбора и анализа статистики успеваемости. Данный перечень может видоизменяться и расширяться педагогом в соответствии со спецификой педагогической деятельности.

Рассмотрим основные информационные технологии, которые могут применяться современным педагогом, а также покажем основные преимущества их использования в процессе обучения истории в целом, и в процессе развития информационной компетентности студентов исторического факультета, в частности.

Технология MediaWiki – одна из самых молодых технологий, используемых в российском образовании, является частью общего процесса развития сети Интернет под названием «Веб 2.0». Этот процесс направлен на упрощение пользовательского интерфейса с целью облегчения доступа к информации. MediaWiki предоставляет участникам педагогического сообщества новые возможности для взаимодействия и организации информационно-образовательной среды. Интересен опыт применения данной технологии Городским дворцом детского и юношеского творчества города Нижний Тагил Свердловской области. На основе инструментария MediaWiki создан веб-сайт gddut.u-education.ru, имеющий следующие особенности: возможность наполнения веб-сайта информационным содержимым (контентом) зарегистрированными пользователями данного ресурса; существуют возможность обсуждения и правки статей, а также ряд других особенностей. В сопровождении сайта участвуют все субъекты образовательного процесса – от школьников до руководителя учреждения. Сайт содержит информацию исторического типа о детских объединениях, их участниках, методических центрах, педагогах, других учреждениях общего и дополнительного образования города Нижний Тагил, фотогалереи, аудио- и видеозаписи, которые могут быть использованы учителями в педагогическом процессе (12).

Подобный опыт существует в Волгоградском государственном педагогическом университете, где в 2006 г. на основе технологии MediaWiki был создан образовательный портал студентов и учителей (wiki.vspu.ru). Это ресурс предназначен для реализации образовательных проектов студентов университета, учащихся и учителей Волгоградских школ. Основной целью создания этого веб-сайта стало формирование единого сообщества студентов и педагогов региона, понимающих и принимающих важность использования новых технологий в профессиональной деятельности учителя, занимающих активную позицию по их развитию и внедрению в повседневную практику школ (7).

Следует отметить, что технология MediaWiki достаточно быстро и активно внедряется и в других образовательных учреждениях нашей страны. Связано это с большей простотой построения и дальнейшего использования подобных веб-сайтов. Характер деятельности, реализуемый в ходе работы с технологией MediaWiki, отличается интенсивным коммуникационным процессом обмена знаниями, повышенной мотивацией к саморазвитию и постижению нового, ростом индивидуальной ответственности в коллективной деятельности, что в целом, способствует развитию информационной компетентности. Значимой является возможность достаточно гибкого и быстрого обмена идеями между участниками проекта, а также дополнительными учебными материалами для использования в профессиональной деятельности. В работе сайтов учебных подразделений УрГПУ подобная технология пока не задействована, так как основным контентом этих сайтов является новостная и представительская информация, размещением которой занимаются редакторы сайта. Вмешательство пользователей в структуру и содержимое сайтов не предусмотрено.

Следующая технология, которая используется в современном образовательном процессе преимущественно учителями географии и истории – это геоинформационная технология, или технология интерактивного картографирования, суть которой заключается в экспонировании географических и исторических карт в сети Интернет с сопутствующими сервисами, присущими развитым геоинформационным системам. Обращение к этой технологии позволяет пользователю посредством стандартных средств просмотра веб-страниц (веб-браузеров) работать с картами практически в том же объёме, как и с настольными и настенными геоинформационными системами, представляющими специальную программу, устанавливаемую на компьютер  преподавателя для дальнейшей демонстрации обучаемым. Сам процесс формирования и развития картографических умений будущего учителя истории, а в дальнейшем и его учеников, является важным и необходимым. Использование геоинформационной технологии даёт возможность более гибкого применения карт в процессе обучения истории. В частности, эта технология позволяет быстро масштабировать нужные географические объекты, производить наложение дополнительных информационных слоёв на карту (например, схем исторических сражений), производить оперативную смену карт, передвигаться по самой карте и др.

Геоинформационная технология рассматривается отечественными методистами (А.В. Веселовским, Л.Н. Макаровой, Н.З. Хасаншиной и др.) «как комплексное средство обучения, предназначенное для использования в учебно-воспитательном процессе в целях развития личности обучаемого и интенсификации процесса обучения». Авторы выделяют следующие образовательные функции данной технологии: информационную, развивающую, воспитывающую, а также функцию наглядности и функцию обеспечения операционной деятельности учащихся (1, 5, 11).

Использование на уроках истории геоинформационной технологии позволяет учителю проводить интегрированные уроки не только с такими учебными дисциплинами как география, биология, экология, но и с математикой и информатикой, что позволяет заинтересовать изучением истории школьников, увлечённых точными науками. В связи с этим нельзя не согласиться с А.Л. Троекашиным, который отмечает, что значение использования геоинформационной технологии велико не только в формировании и развитии специальных и общеучебных компетенций, но и в овладении профессиональной компетентностью (9).

В обучении истории традиционно применяются такие средства наглядности, как: исторические карты, хроники, портреты исторических личностей, схемы военных действий и т.д. Поэтому, применительно к историческому образованию можно выделить следующие направления применения компьютерных технологий:

  • сбор, хранение, систематизация и выдача учебной информации;
  • моделирование исторических объектов и процессов;
  • обработка текстовой и графической информации;
  • оформление и презентация итогов поисковой, аналитической и системообразующей деятельности;
  • самостоятельный поиск обучающимися основного и дополнительного учебного материала, с использованием поисковых систем и сайтов сети Интернет, мультимедийных энциклопедий и специальных баз данных и т.д.

Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения истории создаёт предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Использование компьютерных технологий вносит изменения в цели и содержание обучения, появляются новые методы и организационные формы обучения. КТ позволяют использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания, развивать информационную компетентность будущего специалиста.

Очевидно, что рассмотренная информационная технология позволяет преподавать не только географию, но и историю на более высоком научно-теоретическом и методическом уровнях, интегрировать знания по предмету, а обучаемым ощущать себя активными участниками процесса обучения, получать новые знания, овладевать соответствующими компетенциями.

Технология дистанционного обучения, как система научно-обоснованных  предписаний, показанных для реализации в образовательной практике в системе дистанционного обучения, в современном образовании чаще всего используется как организационная форма послевузовской подготовки. Как отмечает А.В. Осин, связано это с тем, что текущую аттестацию сотрудников образовательного учреждения выполняет непосредственный руководитель, так что требуется лишь новая информация, которая в текстографических форматах успешно распространяется с помощью телекоммуникаций (6).

Дистанционное обучение осуществляется благодаря использованию новых информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым учебного материла, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения. В современном обучении используются различные возможности дистанционной технологии в зависимости от поставленных целей, объективных условий, удалённости обучаемых, наличия каналов связи и их скорости, соответствующих разработанных материалов. Поэтому в рамках технологии дистанционного обучения выделяются следующие функции: передача печатной учебной и методической литературы; пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям; проведение дискуссий и семинаров посредством компьютерных телекоммуникаций; трансляция учебных программ по телевизионным каналам и радиостанциям (8).

Активно дистанционное преподавание исторических курсов осуществляет исторический факультет МГУ. Основными целями использования дистанционных образовательных технологий в МГУ являются: удовлетворение высокого спроса на качественные образовательные услуги по истории (подготовка абитуриентов, высшее профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка); преодоление территориальных барьеров для обучения в МГУ и обеспечение доступности обучения для всех слоёв населения и др. Обучение строится по модульной системе – у обучаемых есть возможность выбора из независимых учебных курсов или модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным потребностям(3).

Таким образом, технология дистанционного обучения может быть использована в процессе обучения истории, как для повышения квалификации самого учителя истории, так и для проведения учебных занятий с применением этой технологии самим учителем, с учётом конкретной педагогической ситуации.

Технология организации видеоконференций всё чаще применяется в образовательной практике, так как позволяет обеспечить встречу людей, находящихся на расстоянии друг от друга, посредством обмена по сети данных (аудио и видео) в режиме реального времени(4). Данная технология применяется преимущественно при дистанционном обучении, для общения студентов с преподавателем и устранения дистанционных преград между преподавателями разных вузов и обучаемыми. Видеоконференции используют и для донесения учебной информации до студентов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательное учреждение. Помимо этого, данная технология позволяет ученикам, особенно изолированным географически или экономически, получать знания, доступные только в географически удалённых учебных заведениях. С использованием технологии видеоконференцсвязи студенты могут посетить практически любую точку на свете, не покидая аудитории, общаться с другими обучаемыми и преподавателями.

Изучение опыта использования технологии организации видеоконференций в процессе обучения истории позволяет увидеть разнообразные варианты её применения: например, преподаватель из другого образовательного учреждения проводит занятие в классе дистанционно; организуется встреча с ветераном, который не может по состоянию здоровья прийти в класс; проводится совместная исследовательская работа коллег над проектом из разных образовательных учреждений и др. По мнению кандидатов педагогических наук П.Ю. Дик и Д.Т. Рудаковой, при проведении видеоконференций для общеобразовательных школ может быть задействован научный потенциал сотрудников предметных лабораторий, которые заинтересованы в развитии сотрудничества со школами, учителями, использующими научно-методические разработки, учебники. Авторы считают, что это реальный путь развития образовательных контактов при условии ограниченности ресурсов для осуществления и очных встреч, и командировок(2).

Относительно новым для системы образования является применение кейс-технологии, понимаемой как вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов традиционным или дистанционным способом. При использовании кейс-технологии активно используются компьютерные и телекоммуникационные сети для проведения групповых и индивидуальных консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования. Как отмечает Т.Б. Устинова, учебно-методические материалы, используемые с помощью кейс-технологии, отличаются полнотой и целостностью системно организованного комплекта материалов. К достоинствам этих материалов автор относит: доступность, наглядность, звуковое сопровождение лекций, наличие интерактивных заданий, анимированные примеры решения задач, возможность нелинейной работы с материалом, обеспеченным гиперссылками (10). Такой вид технологий используется как в очно-заочном, так и дистанционном обучении. Кейс-технология, с одной стороны, позволяет организовать индивидуальный темп обучения, с другой – направлена на углублённое изучение предмета.

Рассмотренные информационные технологии эффективно используются в образовательной практике, как за рубежом, так и в нашей стране. Отечественная система образования, имеющая соответствующую нормативную базу, направлена на подготовку квалифицированных компетентных специалистов. Развитие общекультурных и профессиональных компетенций сегодня невозможно без использования новых информационных технологий. Общепризнанным является тот факт, что современный специалист-гуманитарий не может эффективно осуществлять учебную, научную, профессиональную и другие виды деятельности без компьютерных технологий, в связи с чем информационная компетентность студента является показателем качества подготовки будущего выпускника вуза.

 

Примечания

  1. Веселовский А.В. ГИС-технологии и проблемы геоинформатики. Географические информационные системы научного центра «Минерал» // Вестник ОГГГГН РАН, 1999. № 1(7). С. 54-61.
  2. Дик П.Ю., Рудакова Д.Т. Интерактивные видеоконференции: опыт, проблемы, перспективы // Режим доступа: http://distant.ioso.ru/for%20teacher/video_conf_dik.htm.
  3. Дистанционное образование на Историческом факультете МГУ // Режим доступа:  http://www.hist.msu.ru/eLearning. – В надзаг: Дистанционное образование на Историческом факультете МГУ. – Загл. с экрана.
  4. Использование видеоконференцсвязи в дистанционном обучении. Материалы круглого стола // Вестник связи. 2008, № 12. С. 80.
  5. Макарова Л.Н. Применение технических средств на уроках географии // Вопросы Интернет образования, 2006. № 36. // Режим доступа: http://vio.fio.ru/vio_site/cd_site/Articles/archive.htm.
  6. Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. М., 2010. С. 21.
  7. Сергеев А.Н. Использование Wiki в образовательных проектах, ориентированных на личностное развитие студентов и школьников // Четырнадцатая конференция представителей региональных научно-образовательных сетей «Relarn-2007» // Режим доступа: http://www.relarn.ru/conf/conf2007/section5/5_39.html.
  8. Тихонов А.Н., Иванников А.Д. Технологии дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. 1994. № 3. С. 3-10.
  9. Троекашин А.Л. Использование ГИС «Численность сельского населения Курганской области» в процессе обучения географии в средней школе // География, 1998. № 7, С. 4-6.
  10. Устинова Т.Б. Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/512028.
  11. Хасаншина Н.З. Геоинформационные технологии как средство интеграции знаний по информатике и географии // XII международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2002»). // Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d=light&id_sec=40&id_thesis=944.
  12. Шпарута Н.В. Формирование профессионального сообщества инновационных школ в условиях информатизации // Информатизация образования. Школа XXI века. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Ярославль, 2008. С. 131-132.

Ссылка на статью: Грибан О.Н. Новые информационные технологии в процессе обу-чения истории: анализ образовательной практики // Историческая наука и историческое образование как факторы гуманизации общества: сб. науч. ст. / УрГПУ. – Екатеринбург, 2012. Ч. I. – С. 192-199.

Авторские права

Авторское правоИнформация, расположенная на сайте www.Griban.ru является интеллектуальной собственностью автора сайта — Олега Николаевича Грибана и охраняются законом «Об авторском праве и смежных правах».
 

Использование материалов сайта возможно только на описанных ниже условиях:

  • Размещение информации с Griban.ru на каком-либо сетевом ресурсе возможно при условии, что содержание последнего не противоречит законам Российской Федерации.
  • Запрещается копирование разделов сайта полностью в любых целях. На одном сайте разрешается размещать не более 2 статей. Мы оставляем за собой право требовать снять наши статьи с любого сайта без объяснения причин
  • Текст статьи при перепечатке должен перепечатываться полностью, без изменений, искажений и переработки. При необходимости сократить или откорректировать перепечатываемый текст, обязательно получите наше письменное согласие.
  • Размещение любого материала с Griban.ru допускается при наличии на размещаемой странице обязательной активной ссылки (то есть при клике по ссылке человек должен перейти на наш сайт) на www.Griban.ru или непосредственно на страницу с оригиналом материала (обязательно проверьте ссылку на работоспособность).
  • При перепечатке материала несетевым изданием обязательно присутствие адреса Griban.ru или библиографической ссылки (например, в блоге, под каждым материалом указана ссылка на печатную версию статьи).
  • Использование любых материалов данного ресурса в коммерческих целях возможно ТОЛЬКО с письменным разрешением администратора проекта (oleg [собака] griban.ru).