Роль компьютерных технологий в развитии информационной компетентности обучаемых

Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения истории создаёт предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Использование компьютерных технологий изменяет цели и содержание обучения: появляются новые методы и организационные формы обучения. Компьютерные технологии позволяют использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания, развивать информационную компетентность будущего специалиста.

Как считает А.В. Смирнов, в методическом отношении учебные занятия с применением компьютерных технологий отличаются следующим:

— Такие занятия ведут как бы два преподавателя: наряду с педагогом в объяснении, беседе, опросе участвует техника. Конечно, главным остаётся педагог, он предоставляет слово своему «коллеге», через него осуществляется связь «преподаватель – студент», без которой немыслимо учебное занятие. Однако в определённые моменты преподаватель в аудитории может уступить место техническим средствам обучения как источнику учебной информации и средству обучения, ведущему, управляющему или контролирующему процесс изучения учебного материала.

— На всех этапах учебного занятия меняются формы работы.

— Техника на занятиях выступает в союзе, комплексе с традиционными средствами обучения – учебником, таблицами и др. Учебные занятия с применением компьютерных технологий должны стать частью системы, построенной с учётом дидактических принципов [1].

Сегодня вполне возможно отследить некоторые тенденции, которые начинают проявляться в области развития компьютерных технологий. Прежде всего, это связано с возникновением так называемых «информационных сред обучения» и «виртуальных образовательных пространств», «которые строятся по системе студент – посредник – преподаватель, где в качестве посредника выступают современные средства информационных технологий». Появляются новые формы организации учебной информации, которые, прежде всего, характеризуются нелинейным структурированием учебного материала, что в свою очередь позволяет обучаемому выбрать «индивидуальную траекторию обучения». В качестве примера можно привести радиально-концентрическую модель, в центре которой находится сетевой гипертекст, а от него радиально расходится сеть вариативных курсов.

Эти и другие факты ведут к необходимости научно-педагогического осмысления новых возможностей в обучении в связи с обогащением современного процесса образования компьютерными технологиями. Необходимо учесть в существующей классификации методов обучения характер информационного обмена в системе «студент-преподаватель» и исследовать степень влияний методов обучения с использованием компьютерных мультимедийных технологий на эффективность процесса обучения в высшем учебном заведении [2].

На данный момент в образовательном пространстве сложились объективные предпосылки для системного использования на занятии компьютерных средств организации учебного процесса. Необходимо помнить, что содержание подготовки будущих выпускников педагогического вуза имеет сложную и многокомпонентную структуру, отличается большим разнообразием изучаемых объектов, явлений и процессов. Наряду с глубоким усвоением значительного объёма теоретических знаний, у студентов должны быть развиты профессиональные компетенции и, в том числе, информационная компетентность, позволяющие творчески использовать полученные на учебных занятиях знания в различных учебных и профессиональных условиях. Дидактические задачи, решаемые в ходе подготовки обучаемых по каждой из дисциплин учебного плана, разнообразны и глубоко специфичны, имеют профессиональную теоретическую и практическую направленность, характеризуются целостностью и завершённостью. Все это требует того, чтобы в целях развития информационной компетентности обучаемых необходимо комплексно использовались информационные ресурсы образовательного учреждения, с учётом достижений современной педагогической науки.

Библиографический список

  1. Смирнов, А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей [Текст] / А.В. Смирнов. – М., 2005. – С. 61-63.
  2. Русина, И.П. Информационные технологии и их влияние на формы и методы обучения [Текст] // XV Международная конференция «Применение новых технологий в образовании». – Троицк, 2004. – C. 204-206.
Ссылка на статью: Роль компьютерных технологий в развитии информационной компетентности обучаемых // Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Красноярск, 18-21 мая 2011 года / Н.И. Пак (отв. ред.); ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2011. – 174 с. С. 125-127.
 

Авторские права

Авторское правоИнформация, расположенная на сайте www.Griban.ru является интеллектуальной собственностью автора сайта — Олега Николаевича Грибана и охраняются законом «Об авторском праве и смежных правах».
 

Использование материалов сайта возможно только на описанных ниже условиях:

  • Размещение информации с Griban.ru на каком-либо сетевом ресурсе возможно при условии, что содержание последнего не противоречит законам Российской Федерации.
  • Запрещается копирование разделов сайта полностью в любых целях. На одном сайте разрешается размещать не более 2 статей. Мы оставляем за собой право требовать снять наши статьи с любого сайта без объяснения причин
  • Текст статьи при перепечатке должен перепечатываться полностью, без изменений, искажений и переработки. При необходимости сократить или откорректировать перепечатываемый текст, обязательно получите наше письменное согласие.
  • Размещение любого материала с Griban.ru допускается при наличии на размещаемой странице обязательной активной ссылки (то есть при клике по ссылке человек должен перейти на наш сайт) на www.Griban.ru или непосредственно на страницу с оригиналом материала (обязательно проверьте ссылку на работоспособность).
  • При перепечатке материала несетевым изданием обязательно присутствие адреса Griban.ru или библиографической ссылки (например, в блоге, под каждым материалом указана ссылка на печатную версию статьи).
  • Использование любых материалов данного ресурса в коммерческих целях возможно ТОЛЬКО с письменным разрешением администратора проекта (oleg [собака] griban.ru).