Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения истории создаёт предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Использование компьютерных технологий изменяет цели и содержание обучения: появляются новые методы и организационные формы обучения. Компьютерные технологии позволяют использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания, развивать информационную компетентность будущего специалиста.
Как считает А.В. Смирнов, в методическом отношении учебные занятия с применением компьютерных технологий отличаются следующим:
— Такие занятия ведут как бы два преподавателя: наряду с педагогом в объяснении, беседе, опросе участвует техника. Конечно, главным остаётся педагог, он предоставляет слово своему «коллеге», через него осуществляется связь «преподаватель – студент», без которой немыслимо учебное занятие. Однако в определённые моменты преподаватель в аудитории может уступить место техническим средствам обучения как источнику учебной информации и средству обучения, ведущему, управляющему или контролирующему процесс изучения учебного материала.
— На всех этапах учебного занятия меняются формы работы.
— Техника на занятиях выступает в союзе, комплексе с традиционными средствами обучения – учебником, таблицами и др. Учебные занятия с применением компьютерных технологий должны стать частью системы, построенной с учётом дидактических принципов [1].
Сегодня вполне возможно отследить некоторые тенденции, которые начинают проявляться в области развития компьютерных технологий. Прежде всего, это связано с возникновением так называемых «информационных сред обучения» и «виртуальных образовательных пространств», «которые строятся по системе студент – посредник – преподаватель, где в качестве посредника выступают современные средства информационных технологий». Появляются новые формы организации учебной информации, которые, прежде всего, характеризуются нелинейным структурированием учебного материала, что в свою очередь позволяет обучаемому выбрать «индивидуальную траекторию обучения». В качестве примера можно привести радиально-концентрическую модель, в центре которой находится сетевой гипертекст, а от него радиально расходится сеть вариативных курсов.
Эти и другие факты ведут к необходимости научно-педагогического осмысления новых возможностей в обучении в связи с обогащением современного процесса образования компьютерными технологиями. Необходимо учесть в существующей классификации методов обучения характер информационного обмена в системе «студент-преподаватель» и исследовать степень влияний методов обучения с использованием компьютерных мультимедийных технологий на эффективность процесса обучения в высшем учебном заведении [2].
На данный момент в образовательном пространстве сложились объективные предпосылки для системного использования на занятии компьютерных средств организации учебного процесса. Необходимо помнить, что содержание подготовки будущих выпускников педагогического вуза имеет сложную и многокомпонентную структуру, отличается большим разнообразием изучаемых объектов, явлений и процессов. Наряду с глубоким усвоением значительного объёма теоретических знаний, у студентов должны быть развиты профессиональные компетенции и, в том числе, информационная компетентность, позволяющие творчески использовать полученные на учебных занятиях знания в различных учебных и профессиональных условиях. Дидактические задачи, решаемые в ходе подготовки обучаемых по каждой из дисциплин учебного плана, разнообразны и глубоко специфичны, имеют профессиональную теоретическую и практическую направленность, характеризуются целостностью и завершённостью. Все это требует того, чтобы в целях развития информационной компетентности обучаемых необходимо комплексно использовались информационные ресурсы образовательного учреждения, с учётом достижений современной педагогической науки.
Библиографический список
- Смирнов, А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей [Текст] / А.В. Смирнов. – М., 2005. – С. 61-63.
- Русина, И.П. Информационные технологии и их влияние на формы и методы обучения [Текст] // XV Международная конференция «Применение новых технологий в образовании». – Троицк, 2004. – C. 204-206.