Новые информационные технологии как средство повышения эффективности познавательной деятельности обучающихся

Познавательная деятельность — это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности, которая осуществляется человеком в течении его жизни, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (1). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку познавательной деятельности или учении.

Повышение эффективности познавательной деятельности студентов посредством применения новых информационных технологий в образовательном процессе во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со студентом, к обоснованию своих взглядов, к самооценке своей преподавательской деятельности. Важную роль приобретает методическая подготовка преподавателя: подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач с учетом индивидуальных психолого-возрастных особенностей обучаемых и т.д.

Существуют разные виды применения НИТ в процессе обучения. Приведем наиболее распространенные варианты применения НИТ преподавателем на учебном занятии. Прежде всего данные технологии используются педагогом для:

  • организации учебного процесса,

  • подготовки учебных пособий,

  • изучения нового материала (можно выделить два направления – применение муль­тимедийных пособий, созданных преподавателем и использование готовых программ),

  • компьютерного контроля знаний обучаемых,

  • получения и работы с информацией из сети Интернет,

  • создания и работы с сайтом образовательного учреждения, позволяющим связать между собой студентов, преподавателей и администрацию ОУ (2). Каждый из этих вариантов содержит методические рекомендации.

НИТ активно используются для проведения учебных занятий, так как современная мультимедийная продукция позволяет копировать часть материала, вывести определенный отрывок на большой экран (при наличии мультимедийного проектора) или продемонстрировать его по локальной сети студентам. Новые возможности для организации эффективного образовательного процесса в ОУ представляет сканер, благодаря которому можно вносить в компьютер любые фрагменты текстов, фотографии, рисунки, таблицы. Также для подготовки учебного пособия учитель может обращаться к Интернету. На страницах которого, например, размещён конкретный наглядный материал.

В процессе обучения гораздо эффективнее продемонстрировать небольшой фрагмент, тогда как показывать полностью учебный видеофильм, рассчитанный на целое занятие, а иногда и более, не целесообразно. Преподаватель может произвести своеобразный монтаж мультимедийного занятия, причем рассчитать его с точностью до секунды, с учетом особенностей конкретной группы и каждого студента в отдельности. Каким бы ни был совершенным электронный учебник, некоторые важные, по мнению преподавателя, учебные элементы могут выпасть из поля зрения его автора. Задача преподавателя – сконструировать такое занятие, которое, на его взгляд, могло бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели.

На смену традиционным наглядным пособиям приходят анимации, подвижные схемы, появляющиеся и исчезающие иллюстрации. Часто в практической деятельности преподавателя встречается необходимость некоторые наглядные пособия показать не сразу, а в определенный момент. Обычно преподаватели на занятиях закрывают часть наглядной информации, что создает определенные неудобства в работе. Компьютер позволяет выполнить видеоряд эффективно и в самый важный для преподавателя и обучающихся момент.

При изучении нового материала применяются, как правило, два вида использования НИТ на учебных занятиях – мультимедийные пособия, созданные самим преподавателем, и готовые программы.

Можно видеть плюсы и минусы учебного занятия, к которому преподаватель сам подбирает и выстраивает материал. К плюсам можно отнести то, что при использовании иллюстративного материала ПК освобождает не только от необходимости тащить кучу книг, делать в них закладки, но и экономит время, давая преподавателю возможность заранее отсортировать изобразительный материал, а также применить «аудиоиллюстрацию» в тех объемах, которые ему удобны. Заранее подготовленный пошаговый материал дает также возможность задать темп занятия и, в то же время, позволяет вернуться к любому промежуточному построению.

Есть в применении компьютера и минусы. Наиболее существенный – некая заданность занятия, необходимость следовать заранее выработанному плану или, если занятие «свернуло» в сторону, отказаться от подготовленного материала. Но это случается и на традиционном занятии, в ходе которого преподаватель по тем или иным причинам вынужден перестраиваться. Второй минус, связанный с применением НИТ, характерен для всех новых технологий в начале их внедрения – большие временные затраты на подготовку занятия, (хотя необходимо отметить, что молодому преподавателю при подготовке к занятию без использования компьютера также необходимо потратить немало времени).

Именно в таких случаях целесообразно воспользоваться уже готовыми компьютерными программи. Но, к сожалению, их крайне мало. Кроме того, возникает и ряд методических проблем при проведении учебных занятий с помощью готовых компьютерных программ: во-первых, восприятие обучаемыми готового курса зачастую отличается от целей презентации – они воспринимают сюжет на экране как кино. Поэтому задача преподавателя – побудить студентов к конспектированию, сформулировать проблемные вопросы, чтобы знакомство с материалом шло интенсивно. Наряду с этим, строить подачу нового материала только на просмотре программы, как правило, нецелесообразно, потому что внимание обучаемых «притупляется». Следовательно, и применение готовых компьютерных программ требует от преподавателя большого количества времени на разработку занятий.

Наряду с этим НИТ в процессе обучения применяются для компьютерного контролязнаний. При организации контроля знаний преподавателю вовсе не обязательно пользоваться имеющимися в мультимедийном учебнике тестами. В его распоряжении имеется ряд программ по составлению тестов (MyTest 3.0, ИКТС 1.21, Магистр-3). Они достаточно просты и доступны даже начинающему пользователю. Преподаватель может формировать банк контрольных материалов по своему усмотрению. Ряд несложных программ по составлению тестов можно найти в Интернете и воспользоваться ими совершенно бесплатно.

Наибольшее распространение применения НИТ сегодня получил процесс использования на занятии материалов из сети Интернет. И здесь есть большие возможности для творчества преподавателя и, прежде всего, для организации под его руководством творчества студентов. Именно на этой стадии обучаемым необходимо овладеть фактически безграничными возможностями Интернета.

Новые информационные технологии по своим характеристикам, представленным выше, позволяют повысить качество самостоятельного обучения учащихся. Знание, добытое путем собственного труда, имеет огромную познавательную ценность. Таким образом, успех обучения определяется отношением обучаемых к учению, стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.

Основными способами повышения эффективности познавательной деятельности, посредством применения новых информационных технологий, на наш взгляд являются:

  • стимулирование коллективных форм работы;

  • опора на интересы обучаемых и формирование мотивов учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;

  • включение обучаемых в решение проблемных ситуаций, в процессе поиска и решения научных и практических проблем;

Учитывая перечисленные факторы, преподаватель может повысить эффективность познавательной деятельности обучаемых, так как различный подход к занятиям повысит  интерес к ним, как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов, особенно если преподавателем будут применены новые информационные технологии.

1) Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб., 2004. – С.320.

2) Технические устройства в современной школе (авторский коллектив). – М., 2000. – С.28.

 

Ссылка на статью: Новые информационные технологии как средство повышения эффективности познавательной деятельности обучающихся // Шаг в историческую науку: Материалы региональной конференции молодых ученых (23 апреля 2009 г.) Вып. 9 / Урал.гос.пед.ун-т. – Екатеринбург, 2009. – 147 с. C.141-145

Авторские права

Авторское правоИнформация, расположенная на сайте www.Griban.ru является интеллектуальной собственностью автора сайта — Олега Николаевича Грибана и охраняются законом «Об авторском праве и смежных правах».
 

Использование материалов сайта возможно только на описанных ниже условиях:

  • Размещение информации с Griban.ru на каком-либо сетевом ресурсе возможно при условии, что содержание последнего не противоречит законам Российской Федерации.
  • Запрещается копирование разделов сайта полностью в любых целях. На одном сайте разрешается размещать не более 2 статей. Мы оставляем за собой право требовать снять наши статьи с любого сайта без объяснения причин
  • Текст статьи при перепечатке должен перепечатываться полностью, без изменений, искажений и переработки. При необходимости сократить или откорректировать перепечатываемый текст, обязательно получите наше письменное согласие.
  • Размещение любого материала с Griban.ru допускается при наличии на размещаемой странице обязательной активной ссылки (то есть при клике по ссылке человек должен перейти на наш сайт) на www.Griban.ru или непосредственно на страницу с оригиналом материала (обязательно проверьте ссылку на работоспособность).
  • При перепечатке материала несетевым изданием обязательно присутствие адреса Griban.ru или библиографической ссылки (например, в блоге, под каждым материалом указана ссылка на печатную версию статьи).
  • Использование любых материалов данного ресурса в коммерческих целях возможно ТОЛЬКО с письменным разрешением администратора проекта (oleg [собака] griban.ru).