Современное общество, получившее название информационного и характеризующееся процессом информатизации, освоением информационных технологий (ИТ) и компьютерной техники, связано с результатами успешно развивающегося образования: именно в этой сфере закладываются социальные, психологические, общекультурные и профессиональные предпосылки общественного развития.
Многие ученые (Т. П. Воронина, Е. Масуда, А. Тоффлер и др.) считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям широкий доступ к источникам информации, обеспечит высокий уровень автоматизации ее обработки в производственной и социальной сферах(1). Вышесказанное приводит к выводу о необходимости процесса информатизации современного общества в целом и, в том числе, образования. Информатизация образования понимается как процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой оптимального использования ИТ, ориентированных на реализацию социальных, психологических и педагогических целей обучения и воспитания(2). Информатизация современного образования тесно связана с применением на уроках истории информационных технологий, составной частью которых являются мультимедиа технологии.
Термин «мультимедиа» (англ. multimedia) происходит от лат. multum — много и media — medium — средоточие; средства, то есть представляет собой электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и пр.)(3). Общеупотребительным значением термина «мультимедиа технологии» является следующее: ММТ — это интерактивные технологии, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями, видеоизображением, анимацией, текстом и звуковым рядом(4). Применительно к сфере образования, С. Г. Григорьев и В. В. Гриншкун дают следующее определение термину «мультимедиа»: «Мультимедиа — это спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем)»(5).
Мультимедиа технологии классифицируются на линейные и нелинейные, при этом четких определений данных понятий в литературе не существует. Аналогом линейного способа представления может являться кино. Человек, просматривающий данный документ, никаким образом не может повлиять на его содержание. Нелинейный способ представления информации позволяет человеку участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. Участие человека в данном процессе также называется «интерактивностью». Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр(6).
Процесс появления и распространения мультимедиа технологий неразрывно связан с историей развития информационных технологий, которая уходит своими корнями в глубокую древность (как отмечают исследователи, развитие ИТ начинается еще с появления речи и продолжает эволюционировать с изобретением письменности ок. 2350 г. до н. э.). Этапы развития ИТ на сегодняшний день четко определены (7). Периодизации ММТ в ходе исследования не выявлено, поэтому выделим этапы развития мультимедиа технологий, исходя из признания значимости основных событий и достижений в области их становления и эволюции:
На первом этапе (1945 г. — начало 1960-х гг.;) начинается зарождение мультимедиа технологий, идейной предпосылкой которого считают концепцию организации памяти «МЕМЕХ», предложенную в 1945 г. американским ученым Ваннивером Бушем. Она предусматривала поиск информации в соответствии с ее смысловым содержанием, а не по формальным признакам. Заложенная в ней идея нашла свою замечательную компьютерную реализацию и развитие в виде гипертекста, что явилось основой для создания гипермедиа и мультимедиа систем(8).
На втором этапе (начало 1960-х — 1975 г.;) идет процесс разработки мультимедиа приложений, используемых во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе, и в области образования, где особое место занимают обучающие мультимедиа продукты, позволяющие углубить знания, повысить эффективность и сократить сроки обучения. На третьем этапе (1975 г. — начало 1990-х гг.;) происходит распространение мультимедиа технологий, включающих в себя текст, графику, оцифрованную речь, звукозапись, фотографии, мультипликацию, видеоклипы и т. п.(9). Стремительно растущая мощь и расширение возможностей персональных компьютеров, с одной стороны, и развитие идей объектно-ориентированного программирования, с другой, создали идеальную среду для технической реализации мультимедиа.
На современном — четвертом — этапе (начало 90-х гг. XX в. — начало XXI в.) идет дальнейшее развитие мультимедиа технологий. Мультимедиа (особенно гипермедиа) приложения, являясь эффективным средством подачи учебного материала, содержат мощные средства ветвления и адаптации к запросам обучающихся, позволяют свободно осуществлять поиск интересующей информации и выбирать ее, управлять процессом обучения. Кроме того, приложения, как правило, снабжаются эффективными средствами оценки и контроля процесса усвоения информации и приобретения необходимых навыков(10).
Таким образом, необходимо отметить, что мультимедиа технологии проникли во все сферы человеческой деятельности: науку, производство, управление, образование, культуру и т. д. Несмотря на то, что создание ММТ изначально не было направлено на образование, все же они оказали на него высокое влияние. Именно в сфере образования мультимедиа технологии получили самое широкое применение: созданы мультимедийные энциклопедии по истории (серия энциклопедий о русских историках: Карамзине, Соловьеве, Ключевском, с включением выдержек из их произведений; энциклопедия «История России и ее соседей»(11) и др.), музеям, городам и т. д. Разработаны мультимедийные учебники, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения. Например, компьютерный курс Т. С. Антоновой, А. А. Харитонова и А. Е. Коновалова «История России: XX век» (в 4-х частях), который синхронизирован с учебником по истории России XX века А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной (9 класс), что делает его удобным не только при очной, но и заочной (дистанционной) форме обучения. Учителем истории также может применяться продукция Современного Гуманитарного Университета «История Отечества, 862-1817гг.«(12) и «Энциклопедии по истории России (862–1817 гг.)«(13). Помимо исторических картин, статей, видеофрагментов, анимационных схем сражений, обе программы содержат около 1000 тестовых заданий по всем разделам курса «Истории Отечества». Интересна историческая часть «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия» включающая в себя 3 модуля: «История России IX — XVIII вв.», «История России XIX — XX вв.», «Репетитор по истории». 3 уровня сложности и 4 режима тестирования в модуле «Репетитор» позволяет и в урочное, и во внеурочное время отработать навыки прохождения тестирования по истории в формате ЕГЭ.
В настоящее время идет активное создание он-лайновых мультимедиа продуктов в виде интернет-сайтов, посвященным истории.
Применение ММТ на уроках истории позволяет разнообразить образовательный процесс, способствует формированию интереса к Отечественной истории. При преподавании истории в старших классах с помощью ММТ необходимо учитывать психолого-педагогические особенности учащихся, так как уроки Отечественной истории на данном этапе обучения требуют дополнительной информативности и структурной содержательности, которая может быть представлена мультимедиа технологиями.
Примечания
- Воронина Т. П. Информационное общество: Сущность, черты, проблемы Издательство «Издательский отдел ЦАГИ» , заказ 78а, Москва, 1995; Масуда Ё. Информационное общество. Вашингтон, 1981, пер. с англ.; Тоффлер А. Третья волна / А. Тоффлер. — М.: Изд-во ACT, 1999. — 776 с.
- Долинер Л. И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед, ун-та, 2003. — 344 с.
- Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. перераб. и доп. М.-СПб. 1998. — 1456 с. / http://dic.academic.ru
- Троян Г. М. Универсальные информационные и телекоммуникационные технологии в дистанционном образовании / Учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. — М., 2002. -153с.
- Григорьев С.Г., Гриншкун В. В. Мультимедиа в образовании / http://www.ido.edu.ru/open/multimedia/index.html
- Мультимедиа — Википедия / http://ru.wikipedia.org/wiki/Мультимедиа
- Информационные технологии в научной деятельности (курс для аспирантов, соискателей и молодых ученых ТГПУ им. Л. Н. Толстого) / Составители Богатырева Ю.И., Косарев П.А. 2005
- Коул Б. Гипертекст решает проблемму информационного обслуживания // Электроника, 1990, N 4, с.38–42.
- Электронный учебник по дисциплине «Использование информационных технологий в социальной сфере» / Автор-составитель Соломатова В.В. — Тула, ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2005 / http://www.tspu.tula.ru/res/informat/Uchebnik/index.htm
- Балыкина Е.Н., Комличенко В.Н., Сидорцов В. Н. Мультимедиа системы. Попытка сравнительной характеристики // Круг идей: модели и технологии исторической информатики. Материалы III международной конференции АИК / Ред. Бородкин Л.И. и Тяжельникова В.С. М., 1996. 345 c.
- История России и ее соседей, «Аванта», 1999 г.
- История России: XX век, в 4 частях, «Клио Софт», 1997—2001 гг.
- История Отечества, 862-1817гг., «Новый диск», 2004 г.
- Энциклопедии по истории России (862–1817 гг.), «Новый диск», 2004 г.
Ссылка на статью: Мультимедиа технологии в образовании: исторический аспект рассмотрения (статья)печ. // Воспитательный потенциал исторического образования: сб. науч. ст. / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. Ун-т». — Екатеринбург, 2008. Часть II. — 338 с. С.496–500.